Эпилепсия у собак: причины, признаки и лечение

Любые животные могут страдать заболеваниями нервной системы. Одна из распространенных болезней – эпилепсия у собак, для которой характерно наличие приступообразных припадков. Впервые столкнувшись с подобным явлением владелец питомца теряется и не понимает, какие действия предпринять. По этой причине стоит знать, что делать, если у собаки эпилепсия, и как облегчить жизнь животному в будущем.

Провоцирующие факторы

Серьезные нервные приступы у питомцев не являются самостоятельным заболеванием, чаще всего это следствие каких-либо патологий, влияющих на функциональность головного мозга. Выявить точную причину того, почему у собак эпилепсия, не получится - провоцирующих факторов много.

Ветеринары выделяют два вида заболевания:

• Истинная. Второе название – идиопатическая.
  • Симптоматическая или вторичная.

Первый вариант болезни является врожденным, определяют его у особей в возрасте до 3 лет. При этом типе можно заметить признаки эпилепсии у собак любой породы, без исключения. Заболевание неизлечимо, но правильная терапия поможет сократить количеств приступов, достичь стойкой ремиссии.

Неврология
Квалифицированные неврологи, которые работают в нашей клинике «Vetera» обладают знаниями и бесценным опытом в ветеринарии, имеют особый подход к животным, приезжают на дом, если питомцу требуется неотложная помощь.
Неврология

Спровоцировать второй тип болезни способны какие-либо изменения в работе головного мозга, либо нарушение функциональности всего организма питомца. При диагнозе «вторичная эпилепсия» у собак причины возникновения бывают следующими:

• Различные инфекционные болезни, спровоцированные вирусами, либо бактериями,
  • Укусы ядовитых насекомых, змей,
  • Гельминты,
  • Черепно-мозговые травмы,
  • Отравление ядовитыми веществами,
  • Злокачественные образования,
  • Проблемы в работе щитовидной железы, а именно гипотериоз,
  • Пониженное количество сахара в крови,
  • Дефицит кальция,
  • Нарушение питания и недостаток питательных элементов,
  • Длительные стрессы,
  • Тромбоз.

Если возникла эпилепсия у собак, причины могут быть разными. Рекомендуется контролировать состояние питомца и обращать внимание на любые недомогания.

Признаки

Точно определить наличие заболевания способен только врач, к которому стоит обратиться при возникновении каких-либо подозрений. Проявление болезни в первый раз часто пугает владельца, однако важно знать основные признаки, чтобы оказать животному помощь и отличать их от других проблем (например, дискинезии – непроизвольных движений).

Женщина лежит рядом с собакой, у которой был приступ эпилепсии

При такой болезни, как эпилепсия у собак, симптомы будут следующие:

• Подергивание мышц на морде,
  • Повышенная температура тела,
  • Закатывание белков глаз,
  • Отсутствие сознания (не всегда),
  • Запрокидывание головы,
  • Расширенные зрачки,
  • Судорожные сокращения мышц,
  • Нарушение дыхания.

Заметив эти признаки, стоит сразу посетить ветеринара. Вовремя проведенное обследование поможет быстро справиться с проблемой и принять необходимые меры для ее устранения. При диагнозе «эпилепсия» у собак симптомы и лечение являются очень важными параметрами, позволяющими сделать жизнь питомца абсолютно нормальной.

Типы приступов

Ветеринары выделяют несколько типов приступов, для которых характерно наличие определенных симптомов:

• Генерализованный. В этом случае выделяют судорожный и бессудорожный типы. Для первого варианта характерно наличие быстрых сокращений мышц, потеря сознания, рвота, мочеиспускание или дефекация, сильные судороги. Собака при этом нередко ведет себя шумно – воет, лает. Для второго типа характерно отсутствие движения – пес просто замирает, не реагирует ни на что.
  • Парциальный. Выделяют простой и сложный тип. Для первого характерно наличие односторонних очаговых двигательных симптомов, при этом животное остается в сознании. При втором состоянии питомец также сохраняет сознание, но ведет себя неадекватно или даже агрессивно.

Независимо от того, какой тип болезни выявлен, основными признаками являются следующие:

• Отсутствие контроля. Питомец во время приступа не отзывается, не реагирует ни на что, не контролирует положение тела и поведение.
  • Резкое начало и конец. Приступы возникают неожиданно и также заканчиваются, что отличает эпилепсию от других заболеваний.
  • Повторы. Все припадки однообразны, повторяют самый первый, отличаться могут в очень редких случаях.

Собака более эпилепсией и лежит в лежанке

Стадии приступов

Выделяют три стадии, характерные для любого приступа. На первой животное становится беспокойным, прячется, скулит, отмечается повышенное слюнотечение.

Вторая стадия называется иктальной. Она характеризуется отсутствием сознания, напряжением мышц, тяжелым дыханием, непроизвольным опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Пес может издавать резкие звуки, которые часто пугают владельцев. Продолжительность второго этапа доходит до 5 минут.

На третьей стадии судорожные сокращения постепенно прекращаются, присутствует сильное возбуждение либо, наоборот, угнетение питомца.

Что делать

Впервые увидев припадок у своего любимца, многие владельцы начинают паниковать. Важно знать, как купировать приступ эпилепсии у собаки, что делать, чтобы ей помочь.

Следует выполнять следующие действия, чтобы оказать первую помощь:

• Постараться положить голову животного набок, попробовать удержать ее в таком состоянии, чтобы пес не захлебнулся рвотными массами.
  • Исключить любые резкие звуки, яркий свет – это позволит успокоить мозг и не спровоцировать его дополнительную активность.
  • Нельзя разжимать челюсти – это опасно для питомца, и для хозяина.
  • Не следует придавливать собаку к полу, это не поможет сократить судороги, но способно стать причиной травм.
  • Если приступ длится долго, то следует срочно вызвать специалиста.

При возникновении припадка впервые, после возвращения пса к нормальному состоянию необходимо обратиться в ветеринарную клинику. Опытные врачи определят спровоцировавшие приступ эпилепсии у собак причины и подберут лечение.

Терапия

Нервные приступы у домашних любимцев не являются смертельным заболеванием, но вызывают неудобства, провоцируют постоянный страх за него. Единой схемы терапии не существует, специалисты рассматривают каждый случай отдельно, чтобы подобрать самые лучшие варианты лекарственных средств.

Следует помнить, что при диагнозе «эпилепсия» у собак лечение и препараты назначает только врач-невролог. Самостоятельной терапией заниматься нельзя – это может стать причиной негативных последствий. Специалисты назначают различные противосудорожные препараты, инъекции витаминов, минералов, иногда иглоукалывание.

При диагнозе «эпилепсия» у собак лечение осуществляется в домашних условиях, за исключением случаев, когда необходимы капельницы.

К сожалению, от эпилептических приступов не застраховано ни одно животное. Главное, не теряться при их возникновении и оказать питомцу помощь.