Наши рекомендации по вакцинации

Вакцинация защищает животных от вирусных и, реже, бактериальных инфекций, которые могут вызвать серьезное, тяжело протекающее заболевание или смерть. Вакцинация – это эффективная и практически безопасная процедура, которая сыграла значительную роль в улучшении качества и продолжительности жизни мелких домашних животных. Кроме того, вакцинация животных от общих с человеком заболеваний, соответственно, защищает и человека.

В процессе вакцинации в организм животного вводиться ослабленный (аттенуированный) или убитый инфекционный агент, что приводит к возникновению активного иммунного ответа и, что более важно, к образованию иммунологической памяти.

Новорожденные щенки и котята, получая первое молоко (молозиво) матери вместе с ним получат и защитные материнские антитела. Они обеспечивают системную иммунную защиту новорожденных в первые недели жизни, пока не укрепится их собственная иммунная система. Однако, эти же антитела мешают иммунной системе детенышей отвечать на введение вакцин, т.е. осуществлять собственный иммунный ответ. И только когда уровень материнских антител значимо снизится, щенок или котенок смогут выработать в ответ на введение вакцины свой собственный защитный иммунитет с формированием иммунологической памяти. Это одна из причин, по которым вакцинация не проводиться щенкам и котятам на протяжении нескольких недель после их рождения.

Т.к. разные щенки и котята в одном помете могут получить разное количество молозива, то и количество полученных от матери антител будет разное. Это означает, что разные животные из одного и того же помета будут отвечать на вакцинации в разные сроки. Например, самые мелкие и слабые малыши, которые получили меньше молозива, смогут ответить на вакцинации уже в 8 недель, тогда как более сильные щенки и котята будут иметь высокий уровень материнских антител до 12 и более недель, и до этого срока будут блокировать собственный иммунный ответ.

Традиционно вакцинацию щенков и котят проводили двукратно, в возрасте примерно 2-3 месяца и потом повторно прививали только в возрасте 1 года. Так рекомендовали (и рекомендуют в большинстве случаев до сих пор) производители вакцин.

Однако, как мы видим, при таком режиме вакцинации часть щенков и котят получив «полный» курс прививок все равно остаются восприимчивыми к инфекционным болезням. Это объясняет те случаи, когда вроде бы привитое животное все рано заболевало именно той инфекцией, против которой его прививали.

Этой проблемой уже давно занимается Международная ветеринарная ассоциация мелких домашних животных (WSAVA), которая после длительных исследований, в тесном сотрудничестве с ветеринарными врачами со всего мира создали Руководство по вакцинации собак и кошек. Первая версия Руководства была издана в 2007 г, позже оно обновлялось в 2010 и 2015 г. Согласно положениям Руководства, вакцинацию щенков и котят следует начинать в возрасте 8 недель и далее повторять каждые 2-4 недели до достижения 16 недельного возраста. Таким образом, наибольшая часть малышей получит адекватную защиту от инфекций. Следующую ревакцинацию (повторную вакцинацию) следует провести в период с 6 месяцев до 1 года и она «поймает» тех редких щенков и котят, которые не смогли ответить на вакцину даже в возрасте 16 недель. В дальнейшем рекомендуется вакцинировать животных 1 раз в год, чтобы поддерживать адекватный уровень защиты от инфекций.

В нашей клинике мы придерживаемся рекомендаций Руководства, т.к. разработанная схема действительно дает меньший уровень «пробоя» прививок. Однако владелец вправе выбрать ту схему вакцинации, которую считает приемлемой для себя.

Ознакомиться с полной версией Руководства вы можете на https://wsava.org/wp-content/uploads/2020/01/WSAVA-Owner-Breeder-Guidelines-2015-Russian.pdf