Отомикоз у собак

Отомикоз у собак – распространенная грибковая инфекция, при которой поражается наружный слуховой проход животного. Возбудителем инфекции выступают дрожжевые грибы рода Malassezia или Candida.

Причины развития патологии

Микроорганизмы Malassezia или Candida – естественные обитатели кожных покровов животных. Однако при возникновении определенных условий их количество возрастает и становится основным фактором развития отита. Стремительное размножение грибов может быть спровоцировано такими факторами:

• укус клеща или другого кровососущего насекомого;
  • протекание воспалительного процесса в организме;
  • снижение иммунитета;
  • стрессовая ситуация;
  • повреждение целостности кожных покровов;
  • неправильный прием антибиотиков;
  • аллергическая реакция независимо от типа раздражителя;
  • образование серных пробок в ушах.

Чаще патология развивается у представителей пород с длинными ушами. В группу риска попадают таксы, кокеры, некоторые разновидности сеттеров, ши-тцу, болонки. Отомикоз не заразен, он не передается между животными и от собаки к человеку.

врач смотрит ухо собаки

Как распознать заболевание?

Внимательное наблюдение за питомцем поможет вовремя заметить болезнь и обратиться за помощью к специалисту. Отомикоз у собак проявляется такой симптоматикой:

• ушные выделения с прожилками крови или примесями гноя;
  • покраснение кожи в области наружного уха;
  • сильный зуд, который становится причиной расчесывания;
  • воспаление подчелюстных узлов при запущенности болезни;
  • специфический неприятный запах;
  • выделения из глаз;
  • утолщение кожи наружного слухового прохода.

При развитии грибкового отита меняется и поведение больного животного. Кроме постоянного расчесывания пораженного уха, собака может трясти головой, поскуливать от боли и зуда, она становится раздражительной, часто агрессивной, у нее пропадает интерес к пище и играм. При длительном течении отита, вызванного грибками, может присоединиться бактериальная инфекция, что сопровождается повышением температуры тела.

Опасные последствия

При обнаружении хотя бы одного из возможных симптомов грибкового отита необходимо незамедлительно посетить ветеринарную клинику. Отомикоз опасен серьезными осложнениями, такими как:

• разрушение ткани ушной раковины;
  • распространение инфекции на среднее и внутреннее ухо;
  • глухота, которая практически не поддается лечению;
  • поражение ЦНС;
  • менингит;
  • расстройства функций вестибулярного аппарата;
  • нарушение координации движений.

Диагностика заболевания

Диагностические мероприятия основаны на проведении микроскопических и культуральных исследований мазка экссудата из пораженного уха животного. Если были обнаружены споры и мицелярные нити, свойственные дрожжевым грибам, диагноз «отомикоз» ветеринар ставит практически сразу. В случае несоблюдения правил забора материала для анализа грибок может не обнаружиться. По этой причине диагностика также состоит из отоскопии. С помощью этого метода специалисту удается обнаружить гиперемию и инфильтрацию кожи в области наружного слухового прохода.

Дерматология
В нашей клинике работают лучшие ветеринары дерматологи Тулы, у них за плечами серьезный опыт и специальное образование. Вылечив более 1000 животных, они способны поставить точный диагноз, назначить лечение. Привести питомца к нам на прием можно не только при появлении у него тревожных симптомов, но и для профилактического осмотра. Это поможет предотвратить развитие болезни.
Дерматология

Обязательным также является посев на бактериальную микрофлору с целью определения типа бактерий для назначения эффективного антибактериального препарата. Вызвано это тем, что отомикоз практически всегда сопровождается присоединением бактериальной инфекции.

врач смотрит ухо собаки

Как проходит лечение?

Лечение отомикоза у собак проводится индивидуально для каждого животного, поскольку зависит от тяжести течения болезни, ее причин и сопутствующих осложнений. В большинстве случаев для устранения грибковой инфекции используются медицинские препараты. Крайне редко специалисты прибегают к хирургическим методам.

Для эффективной терапии важно определить точную причину развития патологии. При лечении требуется комплексный подход. Как лечить отомикоз у собак, должен определить врач на основе проведенной диагностики.

При присоединении бактериальной инфекции одновременно с противогрибковыми средствами в ветеринарии используются антибактериальные препараты – Цефриаксон, Амоксиклав.

Перед тем, как закапать капли в ухо или обработать мазью, его необходимо тщательно очистить ватным диском, смоченным Хлоргексидином или Мирамистином. После этого нужно закапать в два уха назначенным средством, даже если второе не поражено инфекцией. При отсутствии терапевтического эффекта следует еще раз посетить ветеринарную клинику, чтобы специалист подобрал другие препараты.

Профилактика отита

Предупредить поражение ушных раковин грибком помогут профилактические меры. Чтобы не допустить развития отомикоза, необходимо соблюдать такие правила:

• Регулярно осматривать уши животного, при необходимости проводить их чистку.
  • Представителям длинношерстых пород необходимо периодически подстригать шерсть в области наружного слухового прохода, чтобы улучшить микроциркуляцию воздуха и видеть состояние ушей.
  • Без необходимости нельзя промывать собакам уши медицинскими препаратами. Такие процедуры должны назначаться только специалистами.
  • Не стоит чистить уши слишком часто. Такие манипуляции приведут к нарушению защитной микрофлоры в ушном канале питомца.
  • Уши всегда должны быть сухими. Важно регулярно следить, чтобы в ушной проход не проникала влага.

Такие профилактические меры должны стать основой ухода за собакой независимо от ее породы. Соблюдая простые правила гигиены, можно оградить животное от грибкового заболевания.

Отомикоз у собак – заболевание, которое при своевременном обращении к ветеринару несложно диагностировать и вылечить с помощью правильно подобранной терапии.