Панкреатит у кошек: симптомы, лечение, питание

Болезни пищеварительной системы особенно распространены у домашних питомцев. Стресс, неправильное питание, отсутствие постоянного доступа к воде, а также инфекции – все это может спровоцировать нарушения и подорвать здоровье животных. Панкреатит у кошек одно из таких заболеваний. Воспаление поджелудочной железы у собак и котов различается по этиологическому признаку, редко возникает как самостоятельное заболевание и не всегда связано только с пищей. Каковы причины панкреатита у кошек, симптомы, как проводят лечение – отвечает ведущий специалист ветеринарной клиники.

О заболевании

Функция поджелудочной железы (ПЖ) заключается в синтезе гормонов глюкагона и инсулина, а также выработке панкреатического сока для переваривания липидов, углеводов и белка. Панкреатит – это воспаление поджелудочной железы, когда ее протоки закупориваются, нарушая секреторную функцию органа. Причины и лечение панкреатита у кошек зависят от формы заболевания.

По тяжести болезнь отличается легким, средним и тяжелым течением. Признаки панкреатита у кошек могут указывать на другие болезни органов ЖКТ и гепатобилиарной системы.

УЗИ
В ветеринарной клинике «Vetera» проводят полный перечень лабораторных анализов для животных. Для диагностики панкреатита мы проводим УЗИ кошкам, собакам, грызунам и экзотическим животным на современном аппарате высокого класса с датчиками высокой частоты и возможностью проведения допплерографи.
УЗИ

Факторы риска

Чаще всего воспаление поджелудочной железы носит идиопатический характер, то есть установить истинную причину сложно. В группе риска особи старше 6–8 лет. Основные предпосылки к развитию:

• паразиты в организме;
  • инфекции различной природы, тяжести;
  • травмы;
  • нарушение правил содержания породы;
  • хронические болезни органов и систем;
  • почечная недостаточность;
  • отравление;
  • метаболический синдром;
  • особенности и патологии иммунитета.

Корм для кошек при панкреатите играет важную роль в развитии болезней органов пищеварения. При выборе ежедневного рациона ориентируются на породу, возраст, особенности здоровья животного.

Кошку прослушивают стетоскопом

Симптомы панкреатита у кошек

Ветеринары выделяют две формы воспаления: острую и хроническую. Острый панкреатит у кошек сопровождается активными симптомами, снижает качество жизни. На что обратить внимание:

• отказ от пищи;
  • жалобное мяуканье;
  • кислый запах кала;
  • напряженность брюшной стенки;
  • учащенное дыхание;
  • беспокойство;
  • температура.

Симптомы яркие, сохраняются 7–10 дней. При отсутствии лечения заболевание быстро хронизирует. Хронический панкреатит у кошек отличается сглаженным течением. Клинические проявления не выражены, сохраняются более двух недель.

Как проводят лечение

Для подтверждения диагноза требуется ряд клинико-лабораторных тестов, инструментальных обследований. Панкреатит у кошек – анализы  и исследования:

• лабораторный анализ крови, мочи, кала;
  • узи органов брюшной полости;
  • биопсия.

Если в рамках диагностического поиска выбрана биопсия тканей органа, врач может забрать материалы с кишечника и печени. Это повысит информативность исследования, дифференцирует диагноз.

Схема лечения панкреатита у кошек

В острый период болезни может потребоваться госпитализация до стабилизации состояния животного. Задача терапии заключается в купировании симптомов, снижении нагрузки на ПЖ, запуск механизмов ее восстановления и саморегенерации. Лечение панкреатита у кошек – препараты:

• спазмолитические средства для снижения боли;
  • обезболивающие препараты, новокаиновые блокад
  • дезактиваторы панкреатических ферментов;
  • инфузионная терапия с целью детоксикации организма, коррекции
  • метаболических нарушений;
  • антибиотики;
  • витаминно-минеральный комплекс.

Хирургическое лечение панкреатита у кошек при обнаружении некротических очагов, закупорке протоков камнями на фоне мочекаменной болезни, скоплении жидкости в железе. Хирургический протокол выбирают в соответствии с клинической картиной:

• эндоскопическое дренирование;
  • цистрогастростомия;
  • марсупиализация кисты и другие.

К оперативному лечению прибегают в случае сомнительного диагноза, поскольку промедление может угрожать здоровью и жизни больного животного.

кошка с панкреатитом у ветеринара

Почему важно лечение

Опасность острого воспаления сопряжена с риском жизнеугрожающих осложнений, поэтому операция часто становится методом выбора в лечении болезни. Воспаленные ткани склонны к инфицированию, абсцессу, некрозу.

При тяжелом течении есть риск шока, полиорганной недостаточности. После острого периода болезни формируются псевдокисты, разрушающие структуру органа. Если киста разрывается, повышается риск асцита.

Симптомы и лечение панкреатита у кошек взаимосвязаны. Врач всегда руководствуется тяжестью состояния, данными осмотра, клинико-лабораторных исследований, ультразвукового обследования.

После операции животное нуждается в охранительном режиме, реабилитации. Важными условиями выздоровления являются: лечебная диета, ограничение физических нагрузок, комфорт. Питание для кота должно быть легкоперевариваемое. Приобрести питание можно в клинике или в специализированных магазинах для животных.

Прогноз при поражении поджелудочной железы зависит от объема и своевременности медицинской помощи. При появлении признаков заболеваний у домашних животных необходима консультация ветеринара. Не занимайтесь самолечением, ведь при острой форме воспаления дорога каждая минута!